Таможенные споры между импортером и таможенной службой могут возникать по разным причинам. Далеко не всегда таможенники принимают решения, которые удовлетворили бы участников ВЭД. Конечно, любой спор в этой сфере можно решить через суд, но специалисты не советуют до этого доводить. О существующих на сегодняшний день вариантах досудебного разрешения споров должен знать каждый заказчик международных грузоперевозок.
Когда могут возникать споры?
Безусловно, все должны соблюдать действующее на сегодняшний день таможенное законодательство страны. Если нарушить Таможенный Кодекс, то это может привести к штрафам, существенным задержкам груза и даже конфискации товара. Многие проблемы можно исключить уже на этапе подготовки документов для таможенного оформления. Комплект документов должен быть полным и содержать все сведения согласно требований таможенного законодательства. Если импортер работает с брокером или логистической компанией, которая осуществляет подготовку и подачу таможенной декларации, то обязанностью посредника является контроль и проверка всех сведений, если это входит в стоимость услуг.
Большинство начинающих участников ВЭД не знают всех требований таможни и часто допускают ошибки, например: отсутствие маркировки на товаре, или несоответствие маркировки требованиям Технического регламента. Еще одна существенная ошибка – нарушение валютного законодательства, если не соблюдены условия оплаты за товар согласно внешне-торговому контракту, или изменения условий оплаты не отражены в соответствующих приложениях к контракту. Все эти нарушения могут повлечь запреты и штрафы со стороны таможенных органов, а также привести к задержке выпуска таможенной декларации.
Но бывают ситуации, когда сотрудники таможенных органов сами нарушают закон, превышая свои полномочия и принимая неправомерные решения. В этом случае свои интересы можно попробовать отстоять в досудебном порядке. Среди таких нарушений встречаются:
- неправильное начисление таможенных платежей;
- неправомерное наложение штрафов;
- незаконный арест груза.
Чтобы добиться справедливости до суда, прежде всего, необходимо написать соответствующую жалобу в Таможенную службу. Важно указать на нормы таможенного законодательства, которые были нарушены таможенниками. Даже если ответ будет отрицательным или его вообще не будет, наличие такой жалобы будет необходимым документом для обращения в суд, если до этого дойдет.
Заявитель может подать жалобу в Таможенную службу РФ в течение 3-х месяцев со дня нарушения его прав. Другими словами, если вам неправомерно начислили штраф сегодня, то в течение 3-х месяцев вы сможете опротестовать данное решение. Законом предусматривается задержка подачи жалобы, если у заявителя на это была уважительная причина, но лучше до такой ситуации не доводить, тем более что 3 месяца – это не так уж и мало.
Надо отметить, что жалоба в таможенный орган должна быть подана исключительно в письменном формате. Важно, чтобы жалобу подписал владелец груза, из-за которого возник таможенный спор. Данную жалобу смогут рассмотреть вышестоящие налоговые представительства, что и увеличивает шансы на успех, если сотрудниками Таможенной службы были допущены ошибки. Интересно, что зачастую таможенные споры разрешаются именно на этом этапе, причем в основном в пользу владельцев груза. Кстати, ФТС рассматривает все жалобы на бесплатной основе, за это не нужно платить ни какую госпошлину, что тоже важно для импортеров.
Федеральная таможенная служба может удовлетворить жалобу, как в полном объеме, так и частично. Решение нижестоящего представительства таможенного органа может быть отменено, нарушившие закон сотрудники Таможенной службы могут быть наказы в соответствии с законодательством. Кроме этого, ФТС может заменить неправомерное решение новым решением, которое будет соответствовать нормам Таможенного Кодекса страны.
Таможенные споры можно решить в досудебном порядке. Успехов!