Хотя слияние экономических пространств стран-соседей происходит медленно, на фоне мировых интеграционных процессов белорусско-российские торговые отношения – одни из ведущих. А к январю 2025 года их планируют сделать еще более крепкими за счет соглашения об унификации тарифов и сборов на взаимное использование аэротранспортной и навигационной инфраструктурами.
Но даже без этого Россия и Белоруссия давно выстроили партнерские отношения по обходу санкций со стороны третьих стран. Российские транспортные коридоры защищали от санкционных списков США, а территория республики стала удобным перевалочным пунктом для «запрещенных» европейских товаров. События прошлого года, сопровождавшиеся новыми ограничительными мерами, лишь упрочили связь.
Уже на 1 июня 2023 эксперты отметили рост объемов белорусского экспорта, проходящего через РЖД, в 3,8 раза – в сравнении с аналогичным периодом предыдущего. Для большинства таких грузов конечной точкой становятся 19 портов, работа которых чуть ли не монополизирована возросшим товаропотоком: количество морских отправлений транзитом из Беларуси возросло в 4 раза.
Хотя приведение авиационных сборов к единому знаменателю и сделает транспортировку по воздуху более привлекательной, аналогичного столпотворения ожидать не стоит. Крупные экспортные поставки, включая периоды активного роста, лучше подходят для традиционных железнодорожных и водных маршрутов.